Оперативная полиграфия в Севастополе и Крыму. Брендирование, сувенирная продукция, текстиль, полиграфия.
Оперативная полиграфия в Севастополе и Крыму. Брендирование, сувенирная продукция, текстиль, полиграфия.
СЕВАСТОПОЛЬ, УЛ. НИКОЛАЯ МУЗЫКИ, 29 2-Й ЭТАЖ
9:00 - 18:00 СБ, ВС: ВЫХОДНЫЕ
Цены Новости Дневник печатника Контакты
ПРАЙС-ЛИСТ 02.09.2023

Горячее тиснение

Самый известный способ применения этой полиграфической технологии – клеймение рабов и скота, распространенный в античности и частично в средневековье. Ну что тут может быть замысловатого? Кузнец сделает клеймо (оно же тавро), снабдит удобной ручкой, клиент раскалит изделие на костре и пошел процесс, споро и деловито.

Сегодня, когда процессами тиснения и вырубки производятся тысячи тонн упаковки, сотни тысяч журнальных обложек, визиток, ежедневников, планнигов, блокнотов, когда на десятки тысяч изделий из кожи, кожзама, бумвинила и ледерина наносятся надписи, логотипы, а часто и кое-что посложнее, базовый принцип поменялся мало. Разве что клеймо поменяло название на клише. С него и начнем.

Поднимаясь из глубин полиграфических технологий, мы восходим в область высокой печати, в которой все довольно просто и логично: есть некое клише, печатающие элементы которого оказываются выше, чем пробельные. Соответственно и отпечаток получится таким же, как его задумал художник, рисуя клише в зеркальном отображении.

Изготовление клише

Процесс изготовления клише за многовековую историю полиграфических процессов сегодня разветвился на две могучие технологии: механическую и химическую обработку формных материалов. Для изготовления клише используются в основном два материала: магний и латунь. Первый – легкий как в обработке, так и в применении, но механическая прочность оставляет желать лучшего; второй – тверже, дороже и тяжелее. И соответственно, области применения магниевых клише – небольшие тиражи всякой рекламной продукции, вроде тиснения нескольких тысяч визиток или полутора-двух тысяч ежедневников; латунь же идет в дело при печати сотен тысяч коробочек, к примеру, для духов.

Простые клише для тиснения готовят в основном способом механической фрезеровки. Грубо говоря, станок с ЧПУ, оснащенный фрезой, повинуясь задумке дизайнера, вырезает из металлической пластины клише, убирая с ограниченного участка все лишнее, что не касается проектируемого отпечатка. Способ очень распространенный благодаря относительной скорости и простоте, а также компактности участка для изготовления. Многие типографии оснащают свой участок изготовления клише именно этим оборудованием. Но при этой простоте есть и очевидные недостатки, а именно – скорость и качество обработки формных материалов при их усложнении начинают падать. К примеру, качественно вырезать из магния или латуни четкие буквы высотой 1-2 мм (шрифт 6-го кегля) – уже весьма проблематично. А если требуется еще и воспроизведение тонких линий в дизайне – от 0,3 мм и ниже, то способ механической гравировки здесь явно не годится.

На помощь приходит химия, а если быть точнее – фотохимические процессы. В дело вступает фоторезист – универсальный материал, который, помимо производства клише, незаменим в электронике при производстве компонентов, печатных плат и много чего еще. Фоторезист представляет собой тонкую пленку из специальной полимерной композиции, которая меняет свои химические свойства при облучении УФ-спектром. Там, где УФ-излучение попало на фоторезистивную пленку, она перерождается в сторону химически нейтральных веществ – на нее не действуют кислоты и щелочь, а где не попало – все пропало: материал смывается химически агрессивной средой проявочного процессора.

Теперь, полагаю, становится ясно: закрываем фоторезистивной пленкой гладкую поверхность нашего формного материала, из которого будем делать клише; накладываем сверху фотошаблон в негативе; светим в УФ-установке; отправляем в проявочный процессор, где специально подобранная смесь азотной кислоты и ПАВ быстро заставит проявиться клише на заданную глубину, а помогать им в этом будет ротационная установка с круговыми щетками. Этот способ позволяет производить магниевые клише любой сложности, но это по силе только специализированным предприятиям, адреса которых, впрочем, знает любой полиграфист, использующий технологию горячего тиснения.

И хозяйке на заметку. Клише для тиснения могут быть также и полимерными, для изготовления которых вовсе не нужны капризные станки с ЧПУ или дорогущие проявочные станции. Достаточно всего лишь наличие засветочной камеры, негативного фотошаблона и проточной воды для проявки. Действительно, японская корпорация TOYO, крупный поставщик в области диазополимерных материалов, продает (точнее, распродает) на российском рынке фотополимер для изготовления клише горячего тиснения. С его помощью предприятия, обладающие прессом для тиснения, но обделенные оборудованием для изготовления клише, могут оперативно делать клише ограниченной тиражестойкости в кустарных условиях – тот же процесс фотокопирования дизайна на слой светочувствительного полимера с последующей проявкой под струей воды из-под крана. Ради интереса мы проводили опыты по изготовлению полимерных клише, но что-то не задалось, подозреваем, что предоставленный фотополимер был банально просрочен, так как засвечивали в профессиональной засветочной камере по негативному фотошаблону, созданному на ФНА в репроцентре, а нужной глубины для тиснения хотя бы по бумаге достичь не удалось. Опыты были прекращены после истощения запасов у поставщика, а новых поступлений не ожидалось. Ну и слава Богу.

На этом введение в формные процессы горячего тиснения считаю законченным и переходим к следующему – печатному процессу.

Пресс для горячего тиснения

Наше готовое клише само по себе тиснить не станет. Чтобы сделать отпечаток, необходим пресс для горячего тиснения. В зависимости от выполняемых задач, номенклатура этих агрегатов очень широка и основным параметром классификации является площадь печати и давление на квадратный сантиметр поверхности материала, который подлежит запечатке. Эти показатели очень тесно взаимосвязаны. Чем больше площадь клише, тем больше нужно давление, развиваемое прессом, чтобы все элементы, вытравленные или отгравированные на клише, качественно перенеслись на конечный носитель. И тем мощнее должна быть нагревательная плита пресса, чтобы как можно быстрее компенсировать температуру клише, которая была потрачена на контакт с материалом для стабилизации оттиска.

Любой пресс для горячего тиснения устроен приблизительно так: подвижная плита с нагревательным элементом и клишедержателем; рабочий стол, на котором собственно укрепляется и позиционируется тиснимое изделие; термостат и механизм приведения подвижной плиты в действие – то есть опускание ее до уровня поверхности изделия и контакта с его поверхностью.

Чаще всего в рекламно-сувенирных компаниях используют прессы небольшого формата – с площадью тиснения до А4 и с ручным приводом печатного механизма. При таком максимальном формате усилие тиснения пресса должно составлять не менее 4 тонн на квадратный сантиметр, и это предел для конструкций, приводимых усилиями обычной человеческой руки. Все, что идет дальше – это развитие полуавтоматических тигельных агрегатов, работающих от механического или реже – гидравлического привода. Это очень надежные и мощные профессиональные системы, которые сутками могут работать на производстве упаковки для пищевых продуктов, электроники, обуви и прочих необходимых вещей.

У нас же работает пресс для горячего тиснения TC-800 производства Южной Кореи, надежный как автомат Калашникова и де-факто – стандарт российской рекламной индустрии в области горячего тиснения. С его помощью мы брендируем ежедневники, планнинги, блокноты, кошельки, ключницы из кожи или кожзама, печатаем визитки, бирки, ценники, пластиковые карты, картхолдеры, конверты, сертификаты; наносим стираемую панель на скретч-карты и дифракционные защитные наклейки на всевозможные документы.

Виды тиснения

Процессы горячего тиснения хороши тем, что всегда есть масса вариантов, как достичь наилучшего эффекта на конкретном материале.

Блинтовое, или слепое тиснение

Самый несложный вид тиснения, в котором участвуют только клише и запечатываемая поверхность. Нагретое клише, вдавливаясь в материал, оставляет в нем глубокий отпечаток с изменением цветового оттенка, не меняющегося со временем. Это очень распространенный способ тиснения на ежедневниках, блокнотах, кошельках и массе других изделий из кожзама или натуральной кожи. При правильном единении материала и технологии выглядит дорого и богато. Блинтовое тиснение не стирается, не выгорает и не пачкается.

Тиснение фольгой

Чтобы принарядить оттиск, используют специальную фольгу для тиснения. Фольга – это лишь название данного материала. На самом деле это довольно сложный бутерброд из несущей лавсановой пленки, красящего пигмента и клеевого слоя, обеспечивающего прочное соединение пигмента с поверхностью при достаточном давлении и не очень сильном нагреве. В процессе контакта с клише композиция расслаивается: клей с пигментом остается на материале, лавсановая основа отрывается и уходит.

Фольга для тиснения, как и любые полиграфические краски, представлена во множестве сортов для тиснения по разным поверхностям, огромной палитре цветов и оттенков. Не будем обнимать необъятное, скажем лишь, что на нашем участке горячего тиснения используются:

 

В реальном полиграфическом производстве 90% занимает металлизированная фольга, что понятно: в данном случае у тиснения мало конкурентов, особенно при массовом производстве. 

Пигментная фольга — матовая, используется не так часто, потому что эффект от ее применения не столь очевиден — часто ее можно заменить обычными красками для трафаретной печати.

Скретч-фольга, на наш взгляд — лучший способ для изготовления скретч-карт предоплаченного сервиса или всяких моментальных лотерей.

Тиснение дифракционной фольгой на какой-нибудь красивой самоклеящейся основе, вроде металлизированных пленок ORACAL или AVERY, позволяет создавать защитные наклейки с голографическим эффектом. Это, конечно, не полноценные голограммы, но первую линию обороны для защиты от «лишних билетиков» они создают вполне надежно.

Конгревное тиснение

Это наиболее сложный вид тиснения, который создает (преимущественно на бумаге) рельефные, выпуклые изображения, как слепые (в тон материала), так и окрашенные. В основном применяется в упаковке с целью выделения какого-либо фрагмента на материале, хотя зачастую его применяют и в оперативной полиграфии для изготовления VIP-визиток, бирок для товаров и прочей полиграфической продукции, подчеркивающей статус «дорого-богато» (не «бахато», потому что действительно дорого). Для конгрева (некто Уильям Конгрев, разработавший основы данной технологии) используются не одно, а два клише: одно из них представляет собой традиционную форму высокой печати, а второе – точная его копия, только повторяющая матрицу в глубину, носящее название «патрица». Горячая часть (матрица) вдавливает в патрицу материал, который вынужденно принимает форму, которую задумал дизайнер.

Чаще всего матрицу (обычное клише) выполняют из тех же магния или латуни, но с особенностями обработки краев – слишком «крутые» края просто порвут материал в месте контакта, поэтому для изготовления конгревных матриц выбирают особые фрезы. А вот патрица может быть изготовлена даже из самого обычного переплетного картона способом многократного вдавливания матрицы в него под высокой температурой, но качество конгрева при этом невысокое – есть выпуклость, но нет деталей. Лучших результатов добиваются при использовании специализированных PREGO-материалов – особых картонов и полимерных композиций. Если же при формировании конгревного оттиска требуется еще и высокая детализация элементов отпечатка, тут делать нечего – фрезеруем второе клише на глубину и молимся, чтобы все хорошо получилось.

Далеко не каждая типография предложит качественное конгревное тиснение и что еще важнее, вовсе не всякий полиграфический материал может его благодарно принять. Сегодня конгрев ушел в сторону высокопроизводительных линий упаковки, которые под конкретный тираж настраивают и налаживают неделями профессионалы высокого класса. Тем более что рельефное изображение фольгой сейчас можно создать буквально в условиях офиса, потому что появились… фольгираторы.

А если без клише?

В наших «Технологиях» нет отдельной страницы «Термопечать». Хотя термопечать, конечно, есть, просто она не является основной. Возьмем принтер для печати чеков на термобумаге. Имеем бумажку, которая меняет свой цвет (темнеет) при нагревании примерно до 100 градусов. Имеем принтер, в котором есть термоголовка – матрица с набором микрорезисторов, на которые кратковременно подается напряжение, вызывающей их нагрев. Ко всему вышеописанному механизм протяжки бумаги под термоголовкой. Вот и весь нехитрый принцип термопечати: локальный нагрев в нужных местах вызывает изменение цвета материала-носителя информации.

Теперь давайте вспомним, на чем у нас основано горячее тиснение фольгой и поймем, что между доисторическим клише с его печатными и пробельными элементами и японской термоголовкой, в которой есть «горячие» и «холодные» зоны принципиальных различий нет. Соберем нехитрый аппарат: посредине изделие, над ним печатающая термоголовка, управляемая по трем осям, рядом такой же движущийся механизм с подачей и смоткой отработанной фольги и минимальным прижимом к материалу. Почти готов современный фольгиратор, работающий без клише. С его помощью можно запечатывать фольгой с высокоглянцевым эффектом всевозможные открытки, приглашения, меню, визитки, а также при условии подходящего переплетного материала – так же обложки для папок, ежедневников, книг и т.д. Многопроходный режим позволяет формировать выпуклые изображения, мало уступающие конгревному тиснению с фольгой. А поскольку печать еще и цифровая по сути, то изделия могут быть персонализированы.

Тем не менее, цифровая печать фольгой пока имеет немало недостатков, ограничивающих ее применение.

  1. Что бы ни говорили производители термоголовок для фольгираторов, их ресурс весьма ограничен. Проявляется это в появлении сначала тонких незапечатанных полос на изображениях, а потом и толстых, и в других, и в третьих местах. Это понятно, ведь нагревательные элементы-микрорезисторы спустя определенное время начинают частично выгорать от непосильного труда, и менять их поодиночке, увы, не получится. Но если всякие принтеры для печати чеков могут дорабатывать в таком режиме до полного изумления, к принтерам, производящим VIP-продукцию, требования гораздо выше и непропечатки золота на дорогой бумаге – «это другое». Стоимость термоголовки редко когда меньше половины стоимости фольгиратора.
  2. В фольгираторах отсутствует как принцип сильное давление, являющееся необходимым условием для качественного расслоения бутерброда «клей-пигмент-основа». Имеем только нагрев. А это значит, что простая и недорогая фольга для горячего тиснения для чудо-аппарата не подойдет. Берем фольгу, непосредственно предназначенную для фольгираторов по цене в 5 раз выше.
  3. Опять же, исходя из пункта 2, констатируем: рельефные изделия, такие как большинство дизайнерских бумаг, изделий из кожзама и прочих любимых аксессуаров для горячего тиснения фольгиратор не запечатает с требуемым качеством.
  4. И где тут блинтовое тиснение?

На наш взгляд, цифровое фольгирование на основе термоголовок постигнет участь ризографии – сравнительно небольшая ниша оперативной полиграфии с потолком по достижимому качеству. Тем более что стоимость изготовления обычного клише для тиснения год от года падает — мини-фрезерами обзавелись многие, а они забирают на себя больше 80% заказов. 

Ну и самое последнее, о чем хотелось бы рассказать в контексте фольгирования — это использование тонер-чувствительной фольги. Привет из 90х и начала 00-х. Действительно, ранее сделать визитку, сверкающую золотом в свете ламп накаливания, не представляло особого труда – достаточно было черно-белого лазерного принтера, ламинатора, плотной бумаги (любого цвета!) и особой тонер-чувствительной фольги. Роднясь с размягчившемся от тепла валов ламинатора тонером, фольга оставалась ровно в тех местах, где раньше нанес тонер лазерный принтер. При всей примитивности технологии она была очень популярна, потому что у набивших руку технологов оперативной печати получалось весьма неплохо! Однако в настоящее время технология почти не применяется, и основная причина — борьба производителей современных принтеров за как можно меньшее количество тонера на странице печати, и несчастной фольге теперь практически не к чему прилипать. 

У нас можно заказать любые виды горячего тиснения, кроме конгревного, а также цифрового фольгирования. Десятки, сотни и тысячи ежедневников, пригласительных, визиток с тиснением каждый день проходят через наши руки. 

© 2003-2023
Полиграфическое предприятие “Цифра”
ИП Кузнецов Д.В.
Все права защищены.
Сайт сделал Павел Савченков
СЕВАСТОПОЛЬ, УЛ. НИКОЛАЯ МУЗЫКИ, 29 2-Й ЭТАЖ
9:00 - 18:00 СБ, ВС: ВЫХОДНЫЕ